Борцы со СПИДом ожидают обострения дефицита лекарств

Эксперты утверждают, что существенная часть текущих перебоев связана с неудовлетворительным управлением госсредствами

Фото: REUTERS/Aly Song
Фото: REUTERS/Aly Song

Выделяемые бюджетом средства в 2015 году не компенсируют увеличения числа ВИЧ-инфицированных и 30-процентного удорожания препаратов, ведь порядка двух третей медикаментов от болезни импортируются. Об этом «Известиям» заявил руководитель Федерального научно-методического центра по профилактике и борьбе со СПИДом (подведомственен Роспотребнадзору) Вадим Покровский. Эксперты отмечают, что частично нивелировать недостаток можно будет более эффективным расходованием денег.

— Сейчас в России около 700 тыс. ВИЧ-инфицированных, а число находящихся на антиретровирусной терапии — около 175 тыс. человек. Получать терапию должны не менее 350 тыс. Только из этих цифр очевидно, что общий дефицит нарастает. Число зарегистрированных ВИЧ-инфицированных в России растет очень быстро: в 2013 году было зарегистрировано около 80 тыс. новых случаев заражения, и в этом году их число не уменьшится, — пояснил Вадим Покровский. — Минздрав в 2015 году увеличит финансирование на закупку лекарственных препаратов на 4 млрд рублей, до 22,6 млрд (распределяются также по сотне региональных и окружных центров по профилактике и борьбе со СПИДом. — «Известия»), но этого, на мой взгляд, недостаточно. Количество ВИЧ-инфицированных опережает количество выделяемых на их лечение средств.

— C 2003 по 2006 год в России был спад эпидемии СПИДа, а сейчас идет новая волна. Увеличивается количество больных в продвинутых стадиях ВИЧ-инфекции, растет число инвалидов, — подтверждает заведующая третьим инфекционным отделением Санкт-Петербургского центра по борьбе СПИДом Ольга Леонова. — Появляются новые пациенты, которые либо не знали о своей инфекции, либо не посещали центр, либо прерывали лечение. Поэтому сейчас нам нужны препараты для лечения оппортунистических заболеваний (болезни, которые могут возникать на поздних стадиях ВИЧ‐инфекции). Стоимость курса лечения некоторых инфекций таких больных составляет более 100 тыс. рублей в месяц, то есть в 3–5 раз дороже, чем в обычных случаях.

Руководитель Алтайского краевого центра по профилактике и борьбе со СПИДом и инфекционными заболеваниями Ленар Султанов говорит, что в ситуации грядущего повышения цен на иностранные препараты нужно ориентироваться на дженерики. По прогнозам Фонда помощи в области СПИДа (подразделение американской AIDS Healthcare Foundation), рост цен на иностранные препараты для лечения ВИЧ-инфекции в 2015 году может составить 30%.

— Рост цен на импортные препараты во многом будет зависеть от колебаний курса рубля. По итогам двух первых лет децентрализации — передачи функций закупок препаратов в регионы — мы видим, что в 2013 и 2014 годах по некоторым позициям иностранные препараты подорожали на 30%, и, по нашим данным, в 2015 году рост продолжится и составит еще 30%. То есть препаратов на всех не хватит, — говорит программный директор фонда Денис Годлевский.

Координатор движения «Пациентский контроль» Андрей Скворцов рассказал, что в этом году были серьезные перебои с препаратами в регионах и он ждет повторения подобной ситуации в 2015 году.

— Летом были проблемы с поставками в Мурманске, а недавно без препаратов остался весь Алтайский край. Обычно в таких случаях препараты назначают только избранным или стараются оттянуть назначение терапии. Многие пытаются искать препараты в интернете, некоторым врач меняет препараты на те, что остались. То есть вместо одной таблетки нового препарата начинают выдавать 3–4 более старого. В итоге в день нужно будет пить не 3, а 9 таблеток. Кто-то просто перестает принимать терапию. Последний случай ведет к ухудшению здоровья человека и к риску заражения его окружения, — говорит Скворцов. — Лечение ВИЧ-инфекции пожизненное, и если таблетки не принимать, вирус мутирует и приобретает лекарственно устойчивую форму. Бывает, что региональный минздрав в условиях дефицита финансов закупает препарат, который находится в российском реестре жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов (ЖНВЛП), тогда как в мире от него все отказались. Такой препарат несет тяжелые отсроченные побочные действия. Против подобных препаратов из 1980-х годов мы начали большую кампанию по исключению из ЖНВЛП.

Поставщики также ожидают перебои с импортом.

Читайте далее: izvestia.ru