Профессор Норберт Брокмайер, участник конгресса Международного общества борьбы со СПИДом, рассказал о последних достижениях в этой сфере и темах, которые будут затронуты на форуме.
Перед началом очередного конгресса Международного общества борьбы со СПИДом, проходящего в Ванкувере с 19 по 22 июля, на вопросы DW ответил профессор Норберт Брокмайер (Norbert Brockmeyer). Он возглавляет Центр сексуального здоровья в клинике при Рурском университете в городе Бохуме.
Deutsche Welle: Какие вопросы, касающиеся борьбы с ВИЧ/СПИДом, в настоящий момент считаются основными, в том числе в связи с Международным конгрессом в Ванкувере по проблемам СПИДа?
Норберт Брокмайер: Для меня главной темой остается просветительская работа для всех слоев населения, особенно в тех странах, которые пострадали сильнее всего. Стратегия должна быть двойной.
Люди должны знать и то, что они могут заразиться, и то, как они могут заразиться. У них должна быть возможность при заражении ВИЧ-инфекцией путем как можно более раннего приема лекарств защитить свое здоровье. Это также уменьшит риск заражения для сексуальных партнеров. Кроме того, обеспечение лекарствами также очень важная тема, и она будет активно обсуждаться на конгрессе.
— Насколько важен вопрос профилактики?
— Два европейских исследования по доконтактной профилактике, то есть, процедурам по защите от ВИЧ для не инфицированных лиц, были весьма успешными. Они, безусловно, будут широко обсуждаться на конгрессе, равно как и вопрос, возможно ли обобщить полученные в Европе данные. Кто имеет право на подобную профилактику? На кого она направлена? С какими трудностями мы сталкиваемся? Что означает доконтактная профилактика для пострадавших?
Вопросов много, а ответов пока мало. Но очень важным остается использование презервативов. Доконтактная профилактика — не замена презервативам. Она их лишь дополняет.
— Как далеко продвинулись исследования, помогающие в борьбе с ВИЧ/СПИДом?
— Мы ведем большую научную деятельность, исследуя сильное влияние иммунной системы. Сейчас мы знаем гораздо больше о взаимодействии иммунной системы (биологического хозяина) и вируса. Благодаря этому возможна разработка принципиально новых терапевтических точек воздействия. Мы видим новые возможности для действенной вакцины против ВИЧ. Но ее нужно дальше изучать. Плюс в том, что это исследование не связано исключительно с ВИЧ. Польза для терапии других заболеваний и инфекций весьма существенна.
— Какие страны в Европе особенно затрагивает проблема ВИЧ/СПИДа?
— Восточную Европу, включая Россию и Украину, проблема затрагивает очень сильно. Это взаимосвязано с экономическими обстоятельствами, но отчасти и с политическим и социальным отношением к ВИЧ-инфекции. Это проявляется и в нынешней России.
Пока об инфекциях не говорят открыто, пока инфекции игнорируют, считая их носителей людьми второго класса, невозможно выработать предупредительную стратегию. И добиться какой-либо профилактики болезней. Это происходило и в Китае. Долгие годы там ВИЧ официально не воспринимали всерьез, а носители инфекции были исключены из жизни общества. Но затем китайцы начали вести открытую политику и преуспели в этом.
С этой проблемой нужно обходиться открыто и либерально, лишь в этом случае мы добьемся успеха. Пока мы оказываем давление, пока мы репрессивными мерами загоняем людей в подполье, мы проигрываем в борьбе против ВИЧ/СПИДа.