«Подробно и непредвзято о ВИЧ-инфекции и СПИДе». Информация помогает в борьбе с вирусом. Как эту работу проводят в США?

Мы регулярно даем информацию и подробные сводки о динамике развития ВИЧ-инфекции в России, в Самарской области. Также регулярно рассказываем о различных государственных программах по борьбе с инфекционными заболеваниями населения. Рассказываем о путях заражения и тех действиях, которые должны сопровождать не только заболевших, но и вполне здоровых людей, заботящихся о своем будущем. Информация играет важнейшую роль в этом. Социально ориентированные СМИ в России считают работу по продвижении таких сведений приоритетной. Как в этом направлении работают медиа в других странах, в частности, в США? Соединенные Штаты невольно стали своеобразной родиной ВИЧ/СПИДа, поскольку именно в этой стране в 1978 году были зарегистрированы симптомы заболевания, которое на тот момент еще даже не имело названия. Но сегодня Новый свет является лидером совсем другого толка в этом направлении: именно американские СМИ считают наиболее активными в деле борьбы против СПИДа. О том, какую работу ведут американские СМИ, борясь против СПИДа, мы попросили рассказать собственного корреспондента «Комсомольской правды» в США Алексея Осипова.

Самара - один из крупнейших городов в России. К сожалению, этот город находится в пятерке городов России по количеству ВИС-инфицированных людей.
Самара — один из крупнейших городов в России. Этот волжский мегаполис находится в пятерке городов России по количеству ВИЧ-инфицированных людей.

СПИД - Aids
СПИД — Aids

— Алексей, почти все американские СМИ – частные, соответственно, каждая минута эфирного времени или каждая газетная полоса стоят денег, причем немалых. Так почему владельцы американских СМИ все же уделяют проблеме ВИЧ/СПИДа так много внимания?

— В первую очередь потому, что это социальная тема. От ВИЧ/СПИДа, как известно, не застрахован никто – ни журналист, ни читатель, ни акционер крупного новостного агентства. Кстати, общее количество ВИЧ-инфицированных за 10 последних лет сократилось в США на целую треть. Согласно данным исследователей, которые детально проанализировали статистику по всем пятидесяти штатам, в 2002 году в Америке на каждые сто тысяч граждан в среднем приходилось 24 ВИЧ-инфицированных, тогда как уже в 2012 году – только 16. Во многом этот показатель связывают с просветительской деятельностью, в которой центральную роль играют именно СМИ. По данным опросов, 72% американцев указывают, что именно телевидение, радио и газеты явились для них основными источниками информации о ВИЧ/СПИДе, а не врачи, друзья или члены семьи.

Еще один фактор, обеспечивающий СМИ центральную роль в борьбе с ВИЧ/СПИДом, — это социальная ответственность как самих СМИ, так и крупных корпораций. Зайдя на официальную Интернет-страницу даже небольшой американской компании, сегодня непременно можно найти раздел «социальная ответственность». Это своеобразная декларация или, точнее, план действий, которую эта компания претворяет в жизнь, участвуя в тех или иных благотворительных или социально значимых проектах, тратя на них определенную долю своей прибыли. Кто-то поддерживает программы, направленные на борьбу с ВИЧ/СПИДом, кто-то жертвует деньги на разработки лекарств от рака. В любом случае, подобная практика стала практически повсеместной, и удельный «вес» государства в финансировании подобных социально значимых проектов (а деньги почти всегда первостепенны) становится небольшим, что позволяет использовать бюджетные деньги на другие, не менее важные нужды.

Государство в настоящий момент не столько управляет борьбой с ВИЧ/СПИДом, сколько контролирует ее, став в свое время ее катализатором. Конечно, оно не упускает из сферы своего внимания школы и вузы, медучреждения и исследовательские центры. Но оно перестало быть главным финансовым донором, теперь эту функцию выполняет частный бизнес, понимающий свою ответственность как перед американским обществом, так и перед всем миром.

— Подать информацию в СМИ можно по-разному. Но, согласно приведенной вами статистике, для подавляющего числа американцев именно СМИ стали основными источниками информации о ВИЧ/СПИДе, т.е. эту информацию не только увидели и услышали, но и поняли, взяли ее на вооружение. Вы исследовали факторы такого воздействия СМИ?

    Таких факторов, согласно моим оценкам, несколько:

  • обеспечение для этой темы одного из главных мест в новостных программах; новаторские подходы к информированию как таковому;
  • информация о ВИЧ/СПИДе не только образовательная, но и развлекательная по форме;
  • разнообразие форм подачи информации. СМИ включают вопросы ВИЧ/СПИДа в самые разные программы или рубрики,
  • обеспечивая размещение информации не только в специальных программах и социальной рекламе, посвященной этим вопросам.

Такая подача информации ненавязчиво усиливает понимание того факта, что вирус поражает все слои общества и людей самого разного положения. В результате этого многие люди, которые не всегда обращают внимание на традиционные кампании по борьбе со СПИДом или просто не смотрят тематические программы, так или иначе, воспринимают информацию, связанную с ВИЧ.

— Какова на сегодня главная проблема в области борьбы и профилактики заболеваемости ВИЧ/СПИДом в США?

— Таковой, пожалуй, стоит считать повышенный уровень заболеваемости среди расовых, этнических и социальных меньшинств. Согласно статистике, афроамериканцы составляют 14% населения США, а вот среди всех ВИЧ-инфицированных их более 40%. Есть и случаи проявления дискриминации к инфицированным и заболевшим. Однако, стоит признать, в Нью-Йорке мне ни разу не приходилось слышать о том, чтобы кого-то из моих знакомых или коллег, инфицированных ВИЧ, дискриминировали в той или иной сфере. А вот моему московскому коллеге пришлось фиктивно разводиться с женой, дабы та смогла оформить усыновление над их племянником. Родители ребенка погибли в автокатастрофе, мальчик остался сиротой. Российское законодательство запрещает ВИЧ-инфицированными становиться приемным родителем, хотя данная норма во всем цивилизованном мире противоречит как законам об охране здоровья, так и о недопущении дискриминации ВИЧ-инфицированных граждан.

Интервью подготовила Алена Литвинцева,
журналист, медиаменеджер
spid